Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.
Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
С 1 января 2017 г. сведения о границах установленных СЗЗ подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 г. №252-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с учетом положений Генерального плана городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других градостроительных документов.
Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I — III класса опасности является обязательной.
Территория СЗЗ предназначена для:
· обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
· создания санитарно — защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
· организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
Проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Проекты СЗЗ разрабатываются для всех предприятий (объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Проекты СЗЗ разрабатываются как для отдельных предприятий, так и для групп предприятий.
Для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая СЗЗ с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий.
Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1,0 ПДК и/или ПДУ.
Определение границы СЗЗ предприятия производится в несколько этапов:
· определение нормативной СЗЗ
· определение размера СЗЗ по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха расчетным путем (с подтверждением натурными замерами)
· определение размера СЗЗ по фактору шума расчетным путем или натурными измерениями
· определение размера СЗЗ по фактору других физических воздействий (ионизирующее излучение, ЭМИ, инфразвук и др.)
· определение интегральной СЗЗ с учетом всех перечисленных факторов по наибольшему удалению пофакторных границ
· оценка возможности размещения производственного объекта в сложившейся застройке в соответствии с нормативными требованиями и подготовка предложений по реорганизации территории и объекта.
В СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 содержится информация о классификации предприятий. Пяти классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду соответствует свой размер нормативной СЗЗ: для предприятий I класса - 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.
Размеры СЗЗ для предприятий I и II классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, а размеры СЗЗ для предприятий III, IV и V классов санитарной классификации по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации, за исключением ряда случаев, требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения. Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
· животноводческие и птицеводческие предприятия;
· расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
· кладбища.
Размеры СЗЗ могут быть уменьшены по сравнению с нормативными, соответствующими санитарной классификации при:
· объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
· подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
· уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
В границах СЗЗ не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Не допускается сокращение величины СЗЗ для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.
Достаточность ширины СЗЗ по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.
Что входит в состав проекта СЗЗ:
- анализ функционального использования территории в районе расположения объекта;
- результаты расчетов выбросов загрязняющих веществ ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, выполненные на основании инвентаризации источников выбросов по утвержденным методикам (см.вкладку «Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»);
- результаты расчета уровней физических воздействий;
- результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ;
- картографические материалы с обозначением границ СЗЗ, ИЗАВ, контрольных точек;
- план-график проведения лабораторного контроля за состоянием атмосферного воздуха;
- результаты натурных исследований для действующих предприятий;
- описание местоположения границ СЗЗ, выполненное кадастровым инженером;
- обоснование по определению границ СЗЗ.
Порядок согласования проекта СЗЗ:
1. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии …» для получения экспертного заключения (процедура платная). Документы, направляемые на экспертизу: заявление, проект СЗЗ, результаты натурных исследований для действующих предприятий, описание местоположения границ СЗЗ.
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию или территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией для получения санитарно-эпидемиологического заключения и решения об установлении/изменении СЗЗ или решения о прекращении существования СЗЗ (процедура бесплатная).
К заявлению об установлении или изменении CЗЗ прилагаются документы: экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ и иные документы по запросу уполномоченного органа.
К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются документы: экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений); результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. Исключения указаны в п.10 постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. N 222).
Для получения решения прилагаются документы: копия экспертного заключения; копия санитарно-эпидемиологического заключения; сведения о границах СЗЗ, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; результаты натурных исследований.
Административная ответственность согласно ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечёт предупреждение, приостановление деятельности или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.
Стоимость оказания услуги по разработке проекта составит от 50 тысяч рублей.
|