Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООиЛР)

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основанием для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООиЛР) является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст.18).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020г. N 1029, предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории, в случае получения КЭР.
Разработка ПНООиЛР осуществляется в соответствии с «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденными приказом приказ Минприроды России от 07.12.2020 г. N 102.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на объектах II категории, в случае получения КЭР, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы устанавливаются на основании КЭР.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, разработка нормативов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Нормативы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые для размещения на объектах размещения отходов; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
В лимиты на размещение отходов не включаются масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания; масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
 
Полномочия по согласованию природоохранной нормативной документации в рамках КЭР возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования).
Нормативы устанавливаются на период действия КЭР (7 лет).
Внесение изменений в установленные нормативы осуществляется путем пересмотра КЭР.
 
Административная ответственность согласно ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации влечёт предупреждение, приостановление деятельности или наложение административного штрафа:
-  на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
-  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 40 000 до 60 000 рублей;
-  на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 рублей.
 
Стоимость разработки ПНООиЛР составит: от 15 000 руб.